пятница, 6 апреля 2012 г.

Аксель стоял перед дверью, сверяя адрес, нацарапанный на почтовом ящике, с тем, который был написан его собственной рукой на клочке бумаги. Так давно, что он даже не помнил, когда и почему это вообще произошло.
Магазинчик был совсем крохотным. Казалось, что огромная неведомая рука втиснула его сюда, между двумя жилыми домами, оставив снаружи только дверь и несколько дюймов кирпичной кладки стен по бокам. Дверь была старая, деревянная, покрашенная в зеленый цвет лет десять назад, и с тех пор, судя по всему, владелец начисто забыл о ее существовании.
Аксель собрался с духом и толкнул дверь. Колокольчики, подвешенные под потолком, зазвенели, перья неизвестной птицы, привязанные там же, закружились от сквозняка. Аксель вошел и осторожно закрыл за собой дверь.
Внутри магазинчик был побольше, чем можно было ожидать, но забит он был настолько, что Аксель запнулся и чуть не упал, пробираясь к прилавку. Полки были завалены керамическими чайниками и фарфоровыми куклами, веерами, перчатками и зонтами, серыми от пыли. Плюшевые медведи прислонялись к чугунным утюгам, а шахматные фигурки всех мастей были насыпаны в стеклянные вазы и чайные пары. Прямо на полу, в проходе, стояли пишущие и швейные машинки, вешалки для шляп, огромные глобусы на подставках, кресла-качалки, радиоприемники и целые стопки старых книг. За прилавком стоял сам владелец магазина и красил потрепанную искусственную белую розу в красный цвет, обмакивая кисточку в банку с краской, стоявшую на прилавке. Акселю он сразу понравился, именно таким, по его мнению, и должен был быть хозяин этого места - добродушный, маленький, толстенький человек, похожий на гнома-переростка, в заляпанном краской фартуке, напевающий постоянно что-то себе под нос и очень искренне радующийся любому случайному покупателю.
- Добрый день, - Аксель улыбнулся, но улыбка вышла несколько напуганной. Продавец сунул кисть в банку, всплеснул руками и улыбнулся еще шире:
- Здравствуйте, здравствуйте! Хольт меня зовут, очень приятно, рад видеть такого вежливого молодого человека у себя в гостях! - он протянул вперед свои пухлые руки, ухватил Акселя за ладонь и принялся энергично ее трясти. Аксель не любил, когда посторонние трогали, но отнять руку казалось ему невежливым, поэтому он терпеливо ждал.
- Чем обязан, чем могу вам помочь? - Хольт наконец выпустил ладонь Акселя, и тот с облегчением сунул руки в карманы.
- Мне нужна очень необычная вещь, я не уверен, что вы сможете мне помочь, но я слышал от кого-то.., - нерешительно начал Аксель, но Хольт перебил его.
- Если где-то и можно найти необычные вещи, то именно здесь. А за спрос я денег не беру, так что спрашивайте смело.
- Мне нужно время, - сказал Аксель.
- Время, ага, - кивнул Хольт, - вещь нужная и хорошая, но дорогая. Что именно вас интересует? Прошлое, настоящее, будущее?
Аксель уже давно решил все заранее, но сейчас стал колебаться. Может, все же лучше взять будущее? Лет десять или двадцать про запас... Хотя какой толк в лишнем десятилетии переживаний?
- Прошлое, - сказал он.
- Это дороже выйдет, чем будущее, - предупредил Хольт, - прошлое весит больше, чем чистое будущее той же протяженности.
- Это ничего, - сказал Аксель. Продавец вытащил из-за уха карандаш, достал из-под прилавка чистый бланк и положил их перед Акселем.
- Заполните все поля, а внизу поставьте число и подпись.
Аксель принялся разглядывать бланк. Фамилия, имя, рост, цвет глаз, любимый цвет, любимая марка машины, последняя прочитанная книга, казалось, там было все, что только может прийти в голову. Аксель аккуратно заполнил бланк. Последним пунктом шло описание приобретаемого товара. Аксель собрался с мыслями и принялся записывать то, что ему теперь так хотелось иметь в воспоминаниях о детстве и юности. Талант, виртуозная игра на скрипке и фортепиано, победы на конкурсах и гранты в университеты, гастроли и признание. Он понимал, что все это к нынешнему моменту сойдет на нет, ведь покупает он только прошлое, а настоящее не изменится. Но надеялся, что прошлые успехи и победы придадут уверенности, которой ему сейчас так не хватает, чтоб двигаться дальше. У него нет примеров собственного успеха - а что может толкать тебя вперед лучше, чем гордость за уже достигнутые вершины? Как еще ему набраться смелости и бросить опостылевшую работу клерка за крошечную зарплату, чтоб заниматься тем, что ему действительно нравится?
Аксель поставил внизу закорючку со своим именем и протянул заполненный бланк Хольту. Тот изучал его какое-то время, потом отложил в сторону.
- Поговорим о грустном, - сказал он, - то есть, о цене. У вас есть жена. Именно ею вам и придется заплатить.
Аксель остолбенел.
- Вы.. Вы хотите убить Кэтрин? - выдавил он.
- Конечно, нет! Она просто исчезнет из вашей жизни. Вы не вспомните о ней, как будто никогда ее даже не встречали. Обо мне и нашей сделке, конечно же, тоже.
Аксель сжал виски пальцами, сердце гулко стучало. Хольт с сочувствием смотрел на него.
- Ну так что? - наконец спросил он, - вы согласны?
- Да, - прохрипел Аксель, - я согласен.

***

Аксель стоял перед дверью, держа в руках клочок бумаги с адресом. Строгая хромированная табличка на стеклянной поверхности двери говорила о том, что пришел он в нужное место. Аксель нажал кнопку домофона, сказал свое имя, спикер коротко пискнул, и дверь открылась. Внутри магазин был довольно просторным, но совершенно пустым. Лишь несколько черно-белых абстрактных полотен висели на стенах. За прилавком стоял худощавый, лысый человек в строгом черном костюме, похожий на сказочного злодея. Он смотрел на экран ноутбука, стоящего перед ним, и стучал по клавиатуре одним пальцем. Аксель медленно шел к нему, в сотый раз обдумывая все. Но решение он уже принял, осталось только осуществить задуманное.
Аксель подошел к прилавку и поздоровался. Человек поднял голову.
- Тучински, добрый день, - сказал он. - Чем могу вам помочь?
- Я хочу продать кое-что, - с трудом сказал Аксель. - Вы, кажется, покупаете все, что угодно?
- Абсолютно, - подтвердил Тучински. - Что именно вы хотите продать?
- Время. Свое прошлое. Детские воспоминания.
- У вас было тяжелое детство? Боюсь, такие воспоминания не стоят много, - недовольно сказал Тучински.
- Нет, нет, - перебил его Аксель, - воспоминания очень хорошие. Но они мне только мешают. Я все время сравниваю нынешнего себя с тем вундеркиндом, которым был в детстве. Я был лауреатом международных конкурсов - а сейчас я учу играть на скрипке бестолковых ленивых оболтусов. Я не могу снова решиться на большее, вернуться к концертам и выступлениям, потому что боюсь, что не смогу повторить свои же прошлые успехи. Что скажут обо мне бывшие учителя? Что талантливый мальчик вырос в посредственность?
- Понимаю вас, - кивнул Тучински. - Ну что ж, товар и вправду неплох. Кстати, вы женаты? У вас есть семья?
- Нет.
- Могу предложить вам счастливый брак в качестве оплаты. Взаимные чувства и уютное гнездышко. Вы забудете свое талантливое детство, наш договор, конечно, тоже. Согласны?
- Согласен, - прошептал Аксель.

***

Хольт и Тучински стояли около окна и смотрели вслед удаляющейся фигуре.
- Это уже который раз? - спросил Хольт.
- Девятый. Или десятый, я уже сбился, - сказал Тучински. - Я теперь даже и не вспомню, с чем он в первый раз пришел.
Хольт согласно кивнул.

Комментариев нет:

Отправить комментарий